Одной из основных задач, с которыми сталкиваются судовладельцы, является точный учет и контроль расхода топлива. При этом зачастую недостача может возникнуть уже на этапе бункеровки, например, из-за разбавления топлива воздухом или водой, или несоответствия фактически принятого объема (массы) нефтепродуктов данным, указанным в накладной. Избежать манипуляций с топливом и осуществлять грамотный контроль позволяет применение массовых (кориолисовых) расходомеров, в частности «ЭМИС-МАСС 260».
Технические характеристики и функциональные свойства прибора оптимально соответствуют задачам учета дизельного топлива и других видов ГСМ при бункеровке. Так, благодаря аттестованному каналу плотности в процессе приема судового топлива (как правило, дизель) возможно, что называется в режиме on-line, контролировать значение плотности, то есть качества принимаемого нефтепродукта, и избежать прием разбавленного дизельного топлива или бензина.
Кроме того, при приемке нефтепродуктов по объемным счетчикам с учетом свойства нефтепродуктов менять объем при экстремальных температурах как отрицательных, так и положительных, существуют риски завышения или занижения объема принимаемого продукта по результатам измерений, при значениях температуры окружающей среды ниже – 20С или выше +30С. Использование массового счетчика-расходомера «ЭМИС-МАСС 260» позволяет избежать этого риска полностью, так как расходомер, непосредственно, измеряя массовый расход (массу) и плотность, вычисляет объем перекачиваемой жидкости. При этом точность измерения объемного расхода может составлять от 25%! В соответствии с разрешительной документацией кориолисовый расходомер «ЭМИС-МАСС 260» позволяет осуществлять измерение массового расхода и массы жидкости в режиме реального времени с точностью от 0,1%.
Помимо прямого измерения плотности и вычисления объемного расхода, счетчик измеряет температуру, благодаря встроенному в проточную часть датчику температуры. Полученная информация выводится на ЖК-дисплей для считывания на месте эксплуатации, а также может передаваться удаленно: проводным и беспроводным способом, - на сервер судовладельца посредством выходных сигналов, включая цифровые интерфейсы.
В число выходных сигналов кориолисовых счетчиков-расходомеров «ЭМИС-МАСС 260» входят:
- 2 пассивных токовых выхода 4-20мА (в т.ч. один выход с цифровым протоколом HART (V7));
- 3 импульсных выхода с возможностью выбора режима работы «активный/пассивный»;
- Выходной интерфейс ETHERNET с протоколом Modbus TCP-IP$
- Цифровой протокол ModBus RTU RS-485
В числе прочих преимуществ массового счетчика-расходомера ТМ «ЭМИС»:
- Автоматическая коррекция по давлению: для подключеняи внешнего датчика давления предназначен разъём на коммутационной плате;
- Подтвержденное описанием типа СИ отсутствие дополнительной погрешности при измерении обратного потока рабочей среды;
- Интервал между поверками 5 лет;
- Имитационная поверка без снятия с трубопровода;
- Измерение высоковязких жидкостей и жидкостей с твердыми и газовыми включениями до 3%;
- Выбор карт регистров Modbus: «ЭМИС» или адаптированной к «ProLink» («Micro Motion»);
- Функции диагностики рабочего процесса и самодиагностики;
- Фирменное сервисное и диагностическое ПО «ЭМИС-Интегратор».
Однако, наиболее важным и значимым преимуществом кориолисового расходомера «ЭМИС-МАСС 260» является наличие добровольного сертификата о типовом одобрении Российского морского регистра судоходства, благодаря чему на сегодняшний день данный прибор вошел в практику применения и эксплуатации в системах учета судового топлива на буксирах, сухогрузах, нефтеналивных танкерах, рыбацких шхунах и на специальном флоте.
Одним из явных и очевидных отличий исполнения кориолисового расходомера «ЭМИС-МАСС 260» в соответствии с требованиями РМРС является применение корпуса электронного блока из нержавеющей стали. Такое исполнение обусловлено агрессивными свойствами морской воды и морских туманов и одним из основных требований к материалам оборудования российского морского регистра судоходства.
Для решения задач коммерческого учета при сливе/наливе нефти и нефтепродуктов со стендеров между резервуарными парками и танкерами применяются, как правило, кориолисовые расходомеры с диаметром условного прохода от 150 мм и выше.
Так, в начале 2023г. в адрес одного из заказчиков для бункеровки нефти и нефтепродуктов на причале в порту Тамань были отгружены 4 счетчика-расходомера «ЭМИС-МАСС 260» Ду 250К! Кроме этого, в настоящее время в производстве находится заказ еще на два таких прибора также для использования на морских терминалах.
В системах автоматического контроля, регулирования и управления технологическими процессами на судне помимо счетчиков расхода необходимы интеллектуальные преобразователи давления. Реализуя комплексные инженерные решения по оснащению судов контрольно-измерительным оборудованием, компания «ЭМИС» поставляет датчики давления «ЭМИС-БАР», также имеющие типовое одобрение Российского морского регистра (судоходства). Первые поставки датчиков давления «ЭМИС» в соответствии с требованиями РМРС были реализованы для применения на морской нефтедобывающей платформе в Каспийском море.
В процессе сертификации, датчики давления «ЭМИС-БАР» подтвердили заявленные характеристики, удовлетворяющие высоким требованиям:
- метрологическую стабильность;
- взрывобезопасность;
- виброустойчивость;
- коррозионную стойкость;
- электромагнитную совместимость;
- защиту от воздействия пыли и влаги (в соответствии с IP 65, IP 66, IP 67, IP 68 по ГОСТ 14254);
- возможность эксплуатации при температуре окружающей среды от -60 до +85°С (с сохранением взрывозащиты).
При этом датчики давления «ЭМИС-БАР» в исполнении, соответствующим требованиям РМРС, обладает такими же техническими характеристиками, как и традиционное исполнение:
- точность, соответствующая лучшим мировым образцам: основная приведённая погрешность от ±0,04%; долговременная стабильность, одна из лучших в отрасли: не более 0,1% от диапазона измерения в течение 10 лет;
- минимальная дополнительная температурная погрешность, благодаря активной температурной компенсации в измерительной ячейке;
- клавиатура, позволяющая производить настройку и установку нуля непосредственно во взрывоопасной зоне без нарушения взрывозащиты;
- двухсекционный корпус, изолирующий блок электроники от клеммной колодки и окружающей среды при подключении датчика.
- корпус электроники и сенсор из нержавеющей стали 03Х17Н14М3 (AISI 316L)
- внутренняя самодиагностика;
- наличие DD и DТМ-файлов;
- аварийная сигнализация в соответствие NAMUR NE43;
- межповерочный интервал 5 лет;
Как показала практика, внедрение систем контроля топлива позволяет сократить расходы на содержание и обслуживание флота в среднем на 30%. Входящие в состав таких систем контрольно-измерительные приборы позволяют отслеживать переработки или недостачи на морских и речных судах.
Кроме систем контроля расхода топлива расходомеры и датчики «ЭМИС» работают в системах воздушных, переливных и измерительных трубопроводов, газовыпускной системе, системах вентиляции и водяного охлаждения, системах паропроводов и трубопроводов продувания, котельном оборудовании, системах подвода смазки к агрегатам, везде, где необходим надежный контроль параметров процесса и обеспечение безопасности.